Аналитическая информация о проделанной работе школьной психологической службы КГУ «Средней школы имени Абая» с. Карасай за 2023 – 2024 учебный год » Абай атындағы орта мектебі
Алматы облысы білім басқармасының
Еңбекшіқазақ ауданы бойынша білім бөлімінің
"Абай атындағы орта мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+77277557649
Есепші бөлімі:
+77277557649
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Аналитическая информация о проделанной работе школьной психологической службы КГУ «Средней школы имени Абая» с. Карасай за 2023 – 2024 учебный год
11
сентябрь
2024

Аналитическая информация о проделанной работе школьной психологической службы КГУ «Средней школы имени Абая» с. Карасай за 2023 – 2024 учебный год

Аналитическая информация

о проделанной работе

школьной психологической службы

КГУ «Средней школы имени Абая» с. Карасай

за 2023 – 2024 учебный год


За учебный период 2023 - 2024 учебного года педагогической службой КГУ «средней школы имени Абая» был разработан и утверждён администрацией школы годовой план школьной психологической службы по 377 приказу. Основная психологическая деятельность осуществляется по следующим направлениям:

  • Общее психологическое развитие и просвещение учащихся 1-11 классов,
  • Общая психологическая диагностика учащихся 1 – 11 классов,         
  • Консультирование и коррекционные работы 5-11 классов.
  • Сопровождение учащихся в период подготовки к ЕНТ, к выпускным экзаменам;
  • Профилактика аутодиструктивного поведения и эмоционального благополучия;
  • Профилактическая работа по предотвращению булинга среди подросков;
  • Работа с контингентом «группы риска»;
  • Работа с родительским коллективом;
  • Диагностические исследования предоставленные общественным фондом «Центром поддержки семьи «Жанұя»» среди учащихся 8 – 11 классов


Основной целью психологической службы является: 

  • Оптимизация процессов развития, воспитания и обучения через обеспечение специальных условий, необходимых ребенку; работа по укреплению здоровья учащихся и формированию навыков саморегуляции и бережного отношения к своему физическому, психическому и психологическому здоровью.
  • Взаимодействие и сотрудничество с коллективом педагогов и родителями на основе общих целей и позиций, планов школы и программы их реализации, анализа результатов деятельности.


Задачи:

  • Формирование в каждом ребенке гармоничной личности, максимально адаптированной к социальному существованию.
  • Содействие развитию у детей всех психических процессов, обеспечивающих интеллектуальный рост ребенка.
  • Обеспечение индивидуального подхода к учащимся. 


За учебный период 2023 – 2024 учебного года с учащимися 1 – 11 классов были осуществлены следующие диагностические исследования:

  • Изучение психологического типа личности учащихся и эмоционального склада, посредством методики «Кто вы?»;
  • Изучение самооценки личности учащихся;
  • Исследовани школьной мотивации;
  • Изучение благоприятного состояния личности учащихся, посредством методики «Хорошо ли ребенку в школе?»;
  • Исследование стиля взаимоотношения в коллективе, посредством методики Томаса «Отношение подростка с классом».
  • Анкета – тест (ананимного характера) по профилактике буллинга среди учащихся школы 5 – 11 классов.
  • Анкета – тест (ананимного характера) по профилактике религиозных взглядов среди учащихся школы 7 – 11 классов.
  • Изучение агрессивных тенденций и состояния тревожности по методике Басса – Дарки среди учащихся 7 – 11 классов.
  • Изучение психоэмоционального состояния по методике Люшера среди учащихся 5 – 11 классов.
  • Исследование познавательной сферы личности учащихся. Память зрительная, слуховая, среди учащихся 2 – 11 классов. 
  • Исследование состояния тревожности по методике Филлипса, среди учащихся 7 – 11 классов.
  • Исследование психологического климата в классе. Анкета – тест среди 

учащихся 5 – 11 классов. Схематический тест среди учащихся 1 – 4 классов.

  • Анкета – тест по профилактике изучения аутодиструктивного поведеничя среди учащихся 7 – 11 класса.
  • Исследования по самораскрытию личности с учащимися 1 – 11 классов через схематический тест «Найди свою позицию».
  • Исследование психоэмоционального фона учащихся 1 – 11 классов по профилактике эмоционального благополучия (по методике Лутошкина) «Моё настроение»
  • Был сформирован контингент учащихся «группы риска», с созданием необходимого банка данных. Где с ними осуществляется необходимая и запланированная работа.


За учебный период первого полугодия 2023-2024 учебного года психологической службой школы была проведена следующая работа по профилактике аутодиструктивного  направления:

  • Психологическое просвещение и психологическая профилактика учащихся.
  • Индивидуальные работы с детьми из «группы риска».
  • Психологические консультации, индивидуального и группового характера, беседы профилактического характера.
  • Работа с педагогическим коллективом школы.
  • Работа с родителями.

Основной целью данных работ является выявление и определение индивидуальных особенностей личности, своевременного оказания психологической помощи, поддержке, устранению нежелательного барьера в здоровом развитии личности.

Закрепительной базой проделанных работ является творчество учащихся, мероприятия, непосредственно, где основная роль предоставляется учащимся из «группы риска». Данная форма работы позволяет выявить «трудных детей», изучить и оказать своевременную психологическую помощь данным учащимся. Исходя из этого, в данном учебном году планируется провести следующие мероприятия:

  • С учащимися 8, 9, классов  проводилось профилактическое занятие - круглый стол   на тему: «Булинг в школе». В ходе работы обсуждаемой ситуации, учащиеся  рассмотрели причины и следствия данной проблемы общества, выстраивая стратегию борьбы и противостояния, прослеживая важные жизненные позиции большинства учащихся, в решении межличностных взаимоотношений.
  • С учащимися  7  классов проводилось коррекционно –развивающее занятие «Наши страхи». Где учащимся представится возможность разобраться во внутреннем мире своего «Я», понять, что вызывает чувство страха и как с этим негативным качеством научиться бороться, жить и как правильно его принимать.  
  • С учащимися 5 – 11 классов проводилась обширная психолого – воспитательная работа по просвещению религиозной и правовой культуры учащихся с демонстрацией видио роликов и проведением анкетирования.
  • Сучащимися 5 – 11 классов в течении учебного периода реализовывались классные часы по профилактике аутодистркутивного направления, предотвращению жестокого обращения и буллинга в общеобразовательной среде.
  • Проводятся индивидуальные беседы и консультирования с учащимися, учителями и родителями, (по запросам всех субъектов учебно – воспитательного процесса) в ходе которых выявляются, определённые сложные ситуации, разрабатываются и даются необходимые рекомендации.  Классные руководители и родители учащихся, с результатами психологических особенностей личности – ознакамливаются. 

Для достижения наилучшего результата классным руководителям, родителям  и психологу школы необходимо содействовать здоровому психологическому климату и создавать необходимые условия через содействие учителей предметников и непосредственно оказание помощи родителей. С результатами проделанной работы по выявлению психологических особенностей своих детей родители также ознакомлены. Необходимые рекомендации и консультирование мною были даны. Эффективность психологической работы будет успешной только в  определённой системе  психолог (учитель) - ребёнок-  родитель. 

 Одно из основных и немаловажных форм работы школьной психологической службы является работа по выявлению трудных детей из «группы риска» с привлечением родителей и учителей. 

Цель данной работы:   выявить психологические особенности личности учащихся, оказать своевременную психологическую помощь в виде   коррекционных работ и психологических заданий 

 За учебный период 2023-2024 учебного года  с «трудными детьми» были проведены следующие упражнения   и диагностические работы:

  • «Несуществующее животное» 

с целью выявления индивидуальных особенностей, и составлена индивидуальная психолого-педагогическая характеристика личности.

  • Рисуночный тест «Моя семья».

Цель: определить отношение детей к членам семьи и выявить эмоциональное восприятие к семейным ценностям (с помощью цветовой гаммы)

Вывод:  у большинства детей прослеживаются доброжелательные взаимоотношения внутри семьи, где семейные ценности занимают немаловажное место в жизни.

  • Диагностика «Взаимоотношение в классном коллективе»

Цель: выявит взаимоотношение в классном коллективе

          Вывод: В классном коллективе доброжелательная атмосфера, где прослеживаются дружеские взаимоотношение, присутствие взаимопонимания. 

  • Диагностика «Знаю ли Я себя?»

Цель: выявить самооценку личности подростка и причины внутреннего беспокойства.

Вывод: подросток обладает средним уровнем самооценки. Внутренне беспокойство проявляется в незначительной степени в основном это: отсутствие понимания со стороны взрослых и беспокойство за свое будущее.

  • Анкета-тест «Как к Вам относятся?»

Цель: выявить влияние семьи, друзей и близкого окружения на личность подростка

Вывод: прослеживаются разнообразные взаимоотношения в семье, в   

           коллективе, в среде сверстников. Сложных и беспокойных  

           взаимоотношений, требующих   своевременного вмешательства не    

           наблюдается.


  • Тест  «Знаю ли я себя?»

Цель: выявить уровень самооценки учащихся

Вывод: у основной массы учащихся прослеживается адекватный уровень самооценки, что является нормальным восприятием окружающей действительности.

Среди учащихся школы проводились следующие профилактические работы по аутодиструктивному направления:

  • Анкета – тест (ананимного характера)

Цель которой являлось: Выявить причины и факторы оказывающее негативное, неблагоприятное развитие на психоэмоциональное состояние учащихся.

Вывод: По итогам проанализированных ответов учащихся прослеживается у большинства учащихся благоприятный психоэмоциональный фон, что является нормой психологического развития. Учащихся испытывающих внутрисемейные и внутришкольные затруднения, что неблагоприятно отражается на мировосприятии окружающей действительности, не обнаружилось

Рекомендации:

Провести ряд психокоррекционных  работ, индивидуальных бесед способствующих снижению и устранению возникших негативных причин и их последствий. Осуществлять систематическое наблюдение, совместную плодотворную работу с классным руководителем, учителями-предметниками, администрацией школы и непосредственно с родителями. Проследить в динамике психоэмоциональное состояние.

  • Профилактика жестокого обращения, буллинга в школе среди учащихся

 5 – 11 классов 

Целью которого являлось: Проследить состояние психоэмоциональной комфортности и взаимоотношений учащихся. 


Вывод: По итогам анализа ответов учащихся, факторы дискомфортного состояния не были выявлены.


  • Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска»

(М.И.Рожков, М.А.Ковальчук) среди учащихся 8 – 11 классов

Цель: определить особенности развития личности, выявления факторов риска, и для использования результатов методик при построении коррекционной работы.


Результат исследования:


1.Отношения в семье - 8 и более баллов  – 27,2 %

Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:

· напряженной ситуацией в семье;

· неприязнью;

· ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;

· страхом перед родителями и т.д.

Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.

2.Агрессивность -  6 и более баллов – это 9 %

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости.

Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности.

Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.

3.Недоверие к людям - 7 и более баллов - 18,1%

Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.

4.Неуверенность в себе - 8 и более баллов – 27,2%

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.

5. Все параметры в допустимой норме - 45,4%)


Рекомендации: Провести ряд профилактических, коррекционных работ, индивидуального характера, по снижению и устранению негативных факторов и причин, создающих определённый барьер в гармоничном развитии личности. Осуществлять систематическое наблюдение, совместную плодотворную работу с классным руководителем, учителями – предметниками, администрацией школы и непосредственно с родителями. Проследить в динамике психоэмоциональное состояние.

  • Диагностика состояния агрессии у подростков среди учащихся 5 – 11 классов

Цель: определить виды реакции агрессии у детей «группы риска».

Методика вопросник Басса-Дарки

Результаты диагностики:

Физическую агрессию проявляют – 25 %

Косвенная агрессия – 30 %

Подозрительность – 45 %

Рекомендации:

  1. Классным руководителям Выясняйте, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них, в открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
  2. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
  3. Обсуждайте поведение только после успокоения.
  4. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к в какой-то момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
  5. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
  6. Свое плохое настроение не разряжать на нем.
  7. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедиться, претензии были к его поступку, а не к личности в целом. 
  • Профилактическая работе аутоагрессия тест НСВ-10 среди учащихся 9 -11 классов

Цель: тест НСВ-10 проводится с целью профилактики аутоагресси среди учащихся.

Вывод: каждый учащийся отражал свои мысли, фантазии многообразные впечатления о своей жизни. Высказывания, учащихся можно охарактеризовать как положительные и доброжелательные. Например «впереди у счастливая жизнь», «я счастлив что у меня есть семья», «я люблю свой класс». Наиболее частой проблемой была проблема выбора профессии. Учащиеся 9 классов освещали вопрос о выборе будущей профессии например «впереди у меня выбор профессии», «никто не знает о работе, куда идти учится». Учащихся с аутоагресивным поведением не выявлено

Рекомендации:

1.Провести совместно с классными руководителями   профоориентационную работу среди учащихся 9-11 классов

2.Проконсультировать учащихся методам самовоспитания.

3.Вовлекать учащихся в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использовать общественные поручения.

  • Сочинение по профилактической работе аутодеструктивного поведения среди учащихся 7 – 11 классов

Тема сочинения: «Жизнь прекрасна!»

Цель: сочинение проводится с целью профилактики аутодеструктивного поведения среди учащихся.

Учащимся было дано задание написать сочинение, где с помощью сочинения можно проанализировать содержание  текста с целью определения наличия  аутодеструктивного состояния. Если в тексте наличие трех или более  агрессивного или апатичного высказываний в предложениях показывает, что у респондента есть  склонность к аутодеструктивному поведению, и он нуждается в более тщательном изучении и в соответствующей воспитательной работе, коррекции и контроле.

Вывод: каждый учащийся отражал свои мысли, фантазии многообразные впечатления о своей жизни. Высказывания, учащихся можно охарактеризовать как положительные и доброжелательные. Например «впереди у нас счастливая жизнь», «я счастлив что у меня есть семья», «я люблю свой класс», кто-то отражал свои мечты в будущем и т.д. 

Учащихся с аутодеструктивным поведением не выявлено.

Рекомендации:

Учить детей правильно реагировать и осознавать свои ошибки, анализировать свои поступки и их последствия, учить преодолевать трудности и неприятности жизни, делать выбор и отвечать за последствия перед собой и окружающими, помочь наладить контакты со сверстниками и взрослыми, повышать стрессоустойчивость организма.

 Вовлекать учащихся в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использовать общественные поручения.

  • Профилактической работы аутодеструктивного поведения среди учащихся 4 – 8 классов. Конкурс рисунка на тему: «Я счастлив, когда…»   (творческая деятельность учащихся)

Цель: конкурс проводиться с целью профилактики аутодеструктивного поведения среди учащихся.

Вывод:В своих работах каждый ребенок отражал свою мысль, фантазию, многообразные впечатления от услышанных и прочитанных сказок. Придумывали собственные образы и героев. На рисунках выразили дружбу народов, мир, согласие и единство народов. Каждый рисунок был проанализирован, где не отражались сцены жестокости и насилия.

Рекомендации:

1.Вовлекать учащихся в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, выполнять общественные поручения.

2.Обучать детей методам самовоспитания.

3.Стимулировать личную ответственность.

  • Профилактическая работа аутодеструктивного поведения среди учащихся 5 – 11 классов. Конкурс стенгазеты на тему: «Не навреди здоровью своему…»

Цель: конкурс проводиться с целью профилактики аутодеструктивное поведение среди учащихся.

Вывод: Стенгазеты учащихся соответствовали тематике конкурса.   В своих работах каждый класс отражал свои мысли, фантазию, многообразные впечатления от услышанных и прочитанных информаций. Придумывали собственные образы и героев. В стенгазетах не отражались негативные мысли, информации, сцены жестокости и насилия. В некоторых стенгазетах были направлены на укрепление здорового образа жизни и проявлять жизненный позитив.

  • Анкетирование «Насилие и вымогательство в школе» среди учащихся 5-11 классов.

Вывод: По результатам анкетирования факты по вымогательству и насилию не подтверждаются, т.е в данной школе такие факты не наблюдаются.

На внутришкольном учёте в средней школе имени Абая села Карасай состоит один учащийся Изединов Эмиль Рифатович  (ученик 9 класса)

С данным учащимся проводится ряд профилактических, психологических диагностик и коррекционных занятий.

Цель данной работы:   выявить психологические особенности данной     личности и оказать необходимые, своевременные коррекционные работы, для сохранения психологического здоровья и благоприятного психологического развития.

  На период первого полугодия 2023 – 2024 учебного года с данным учащимся были проделаны задания и диагностические работы:

  • «Несуществующее животное» с целью выявления индивидуальных особенностей, и составлена индивидуальная психолого-педагогическая характеристика личности.


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

психолого-педагогическая характеристика

      У Изединова Эмтля Рефатовича прослеживается отрицательно окрашенные и депрессивные эмоции, что иногда вселяет неуверенность в себя   и проявляет пассивность. «Не человек действия», лишь незначительную часть замыслов реализует или, хотя бы начинает реализовывать. Нередко бывает нерешительный, боится активных действий, но очень чувствительный. Испытывает временами переживание,  которое иногда переходят а страх. Возникает потребность в необходимости демонстрировать и явно подчёркивать свой пол. Свои решения, выводы и суждения основательно обдумывает и осуществляет достаточный контроль. К собственным действиям  и поведению относится положительно. Чувство тревоги также прослеживается в подростке. Это необходимость в защите против насмешек, непризнания, отсутствие авторитета у нижестоящих, младших, боится осуждений. Проявляет недифференцированную опасливость и готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. Обладает средней жизненной энергией. Отношение к своей концепции – «Я» «угрожающее», то есть иногда осознаёт, что может причинить вред окружающим.

  • Рисуночный тест «Моя семья».


Цель: определить отношение подростка к членам семьи и выявить эмоциональное восприятие к семейным ценностям (с помощью цветовой гаммы)

Вывод: подросток проживает в неполной семье (с мамой). Отношение с родителем доброжелательные и доверительные, что придает подростку немало сил в преодолении возникших трудностей. В основном тревожность вызывает беспокойство жилищного вопроса (семья проживает на съемной квартире) и наблюдается большая степень сосредоточенности. Присутствует надежда на благополучное решение возникших проблем реальности.

  • Диагностика «Взаимоотношение в классном коллективе»

Цель: выявит взаимоотношение в классном коллективе

Вывод: В классном коллективе доброжелательная атмосфера, где прослеживаются дружеские взаимоотношение, присутствие взаимопонимания.

  • Диагностика «Знаю ли Я себя?»

Цель: выявить самооценку личности подростка и причины внутреннего беспокойства.

Вывод: подросток обладает средним уровнем самооценки. Внутренне беспокойство проявляется в незначительной степени в основном это: отсутствие понимания со стороны взрослых и беспокойство за свое будущее.


Также был исследован период адаптации учащихся 5 – го класса, посредством наблюдения за учащимися в процессе обучение через посещения уроков и ряда диагностических исследований. По итогу данного периода адаптации все учащиеся благоприятно прошли адаптационный период и учащиеся, испытывающие дизадаптацию не были выявлены.

Среди учащихся 1 – го класса была исследована готовности их обучения, посредством диагностического исследования методики Керна – Йерасека и наблюдением за учащимися в процессе обучения. По итогам данной работы, среди учащихся прослеживаются 1 ребёнок с низкой школьной зрелостью, с высокой школьной зрелостью не прослеживаются дети, основной контингент учащихся 1 класса со средней школьной зрелостью.

На протяжение учебного периода первого полугодия осуществлялась работа на платформе «Жануя». На данной платформе зарегистрированы учащиеся 2 – 11 классов, где они принимали участие а различных диагностических исследованиях, таких как:

  • Профилактика буллинга, по методике Федоренко, среди учащихся 5 – 11 классов в количестве 133 ребёнка.
  • Самооценка личности учащихся, по методике Айзенка, среди учащихся 5 – 11 классов в количестве 136 ребенка.
  • Тест «Отношение» по методике Н.Ю.Яшина среди учащихся 2 – 4 классов в количестве 103 ребёнка.
  • Тест «Самооценка» по методике Е.В.Степанова среди учащихся 3 – 4 классов в количестве 86 детей.
  • Тест «Ресурс» среди учащихся 8 – 11 классов, по профилактике эмоционального благополучия в количестве 59 детей.
  • Тест «Сигнал» по методике А.Бека среди учащихся 5 – 11 классов, по профилактике эмоционально благополучия в количестве 258 детей.
  • Родители учащихся 1 – 11 классов, в количестве 294 человека также посетили данную платформу и приняли участие в предлагаемом опроснике по детско – родительским отношениям.



























Информация 

о проделанной работе

по профилактике насилия и жестокого обращения

школьной психологической службы

за 2023-2024 учебного года

КГУ «Средней школы им. Абая» с. Карасай


За учебный период 2023-2024 учебного года психологической и воспитательной службой школы была проведена следующая работа по профилактике насилия и жестокого обращения среди учащихся  направления:

  • Психологическое просвещение и психологическая профилактика учащихся.
  • Индивидуальные работы с детьми из «группы риска».
  • Психологические консультации, индивидуального и группового характера, беседы профилактического характера.
  • Работа с педагогическим коллективом школы.
  • Работа с родителями.

Основной целью данных работ является профилактика насилия и жестокого обращения реди учащихся, своевременного оказания психологической помощи, поддержке, устранению нежелательного барьера в здоровом развитии личности.

Закрепительной базой проделанных работ является проведение с учащимися, мероприятия, классных часов, диагностических исследований, непосредственно, где важное место занимает тематика буллинга, кибербуллинга в образовательной среде. Данная форма работы позволяет осуществлять профилактическую деятельность в целом, изучить и оказать своевременную психологическую помощь при необходимости. Исходя из запланированных мероприятий проводили следующие работы:

  • Работа с классными руководителями, где были предоставлены рекомендации по профилактике и предотвращению травли среди учащихся;
  • «Проблема школьного буллинга: позиция и роль учителя в ее решении»
  • С учащимися 5 - го класса проведено коррекционно- развивающее занятие «Не позволю себя обижать»;
  • С учащимся 6 – го класса час общения «Детство без насилия»;
  • С учащимся 7 – го класса «Учимся жить без конфликтов»;
  • С учащимися 8 – го класса «Как противостоять насилию и жестокости»;
  • С учащимися 9 – 11 класса круглый стол «Подростковая жестокость и агрессия: конфликты между группой и личностью»
  • Проводились диагностические исследования, анкеты и тренинги по профилактике буллинга

Для достижения наилучшего результата классным руководителям, родителям и психологу школы необходимо содействовать здоровому психологическому климату и создавать необходимые условия через содействие учителей предметников и непосредственно оказание помощи родителей. С результатами проделанной работы по выявлению психологических особенностей своих детей родители также ознакомлены. Необходимые рекомендации и консультирование мною были даны. Эффективность психологической работы будет успешной только в определённой системе  психолог (учитель) - ребёнок-  родитель. 

Также осуществляется психологическая деятельность по направлению «работа с родительским коллективом» 


Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его развитии. Сегодня большинство родителей посещают школу эпизодически, проявляют собственную инициативу в вопросах школьной жизни своего ребенка пассивно, неохотно. В наши дни школа - наиглавнейший советчик и помощник семьи. Сегодня, имея ограниченное количество рычагов воздействия на семью, школа ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней. Традиционно, работа по просвещению родителей ведется в школе в виде собраний. Нестандартные формы работы, нестандартная тематика встреч - это эффективные направления деятельности школы в направлении привлечения родителей к школе. Работа с родителями, важная составляющая часть всей деятельности учебного процесса, а в психологическом аспекте является незаменимой опорой и прочным «фундаментом» в формировании, направлении и становлении личности ребёнка. Так как большинство сложных ситуаций, которые ребёнок болезненно воспринимает и переживает,  возникают в семейном кругу,  дома, с которыми он приходит в школу,  где чувство обиды, горечи, недопонимания дополняются в школьной жизни. Дополнением могут служить различные факторы:

  • Неосторожные и грубые высказывания со стороны товарищей;
  • Сверхчувствительное, неадекватное восприятие окружающей действительности;
  • Чувство внутреннего одиночества и многое другое.

В работе с родителями применялись как психологическое просвещение так психологическая профилактика следующего характера:

  • «Какой вы родитель?»;
  • «Родители и дети»;
  • « Трудные дети»;
  • «Родительская любовь. Как ребёнок её воспримет?»;
  • «Особенности переходного возраста»;
  • «Развитие самооценки личности ребёнка»;
  • «Переходной возраст и его особенности»;
  • «Жизнь -  глазами детей»;
  • «Аутодиструктивное поведение и причины данных поступков»


Виды деятельности психоогической службы с родительской общественностью и их краткая характеристика:

1.Консультирование родителей по проблемам воспитания и психологического развития их детей 5 – 8 классов.

Организуется по запросу самих родителей или педагогов, итогам психологической диагностики (при наличии у ребенка трудностей в обучении и психологическом развитии) и итогам реализации коррекционно-развивающих мероприятий. В большинстве случаев носит характер разовых консультаций.


 2.Информирование по итогам проведения психологической диагностики (индивидуальное и групповое). 5 – 8 классов.

Носит плановый характер, проводится преимущественно в форме выступления на родительских собраниях или разовых консультаций с родителями.
 
 

3. Психологическое просвещение родителей. 5 – 8 классов.
 Организуется по запросу педагогов, родителей, либо носит систематический, плановый характер. Проводится преимущественно в форме выступления на родительских собраниях, классных часах , где совместно участвуют и дети и родители)

Основные направления работы с родителями:

— согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;

— согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;

— согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нем изменений.

Психолог организует взаимодействие с родителями и предлагает им для освоения свое информационное поле, в котором представлены различные аспекты возрастной, педагогической, практической психологии, представляющие интерес и ценность для родителей.

Эффективная организация работы с родителями опирается на принципы:

Первый — обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Психологическая работа может вызвать у родителей страх неопределенности, страх нового. Поэтому, поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые, понятные родителям формы. Если родитель отказывается от взаимодействия с психологом, у него есть на это причины.

Второй — это открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей. Поэтому он идает им право критически относиться к советам, право иметь и проявлять в отношении психолога различные чувства, выбирать педагога-психолога для дальнейшего взаимодействия.

Третий — необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами. Мотивирование необходимо еще и потому, что взаимодействие с психологом может актуализировать у родителей собственные внутриличностные конфликты. Поэтому у них мотивация к взаимодействию должна быть сильнее собственного сопротивления к работе. Если родитель не приходит на встречу к психологу — это означает, что его неправильно позвали.

В ходе работы с «трудными детьми» были организованы встречи с родителями, в которых, путём совместной работы с классными руководителями, находили решение возникших проблем и трудностей. Разрабатывались и давались необходимые рекомендации родителям, в создании благоприятных условий развития детей. Проводились индивидуальные  и групповые беседы, зачитывались доклады. Осуществлялись   неоднократные рейды – посещения неблагополучных семей, с целью осуществления полноценного и систематического   контроля за данными детьми и условиями проживания.

Задачи на 2024 – 2025 учебного года:


  • Оптимизация процессов развития, воспитания и обучения через обеспечение специальных условий, необходимых ребенку; работа по укреплению здоровья учащихся и формированию навыков саморегуляции и бережного отношения к своему физическому, психическому и психологическому здоровью.
  • Взаимодействие и сотрудничество с коллективом педагогов и родителями на основе общих целей и позиций, планов школы и программы их реализации, анализа результатов деятельности.
  • Формирование в каждом ребенке гармоничной личности, максимально адаптированной к социальному существованию.
  • Содействие развитию у детей всех психических процессов, обеспечивающих интеллектуальный рост ребенка.
  • Обеспечение индивидуального подхода к учащимся.