Работа педагога-психолога по профилактике аутодиструктивного поведения КГУ «средней школы имени Абая» с. Карасай согласно плана мероприятий на 2021-2022г. » Абай атындағы орта мектебі
Алматы облысы білім басқармасының
Еңбекшіқазақ ауданы бойынша білім бөлімінің
"Абай атындағы орта мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+77277557649
Есепші бөлімі:
+77277557649
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Работа педагога-психолога по профилактике аутодиструктивного поведения КГУ «средней школы имени Абая» с. Карасай согласно плана мероприятий на 2021-2022г.
11
сентябрь
2024

Работа педагога-психолога по профилактике аутодиструктивного поведения КГУ «средней школы имени Абая» с. Карасай согласно плана мероприятий на 2021-2022г.

Работа педагога-психолога по профилактике аутодиструктивного поведения КГУ «средней школы имени Абая» с. Карасай

согласно плана мероприятий на 2021-2022г.


Цель данного направления является:

  • Способствовать сохранению психического и психологического здоровья обучающихся, через создание благоприятного психологического климата в школе.
  • Оказание своевременной психологической помощи и поддержки в устранении возникших трудностей всем субъектам дистанционного и штатного обучения: учащимся, педагогам и родителям.


В течение учебного периода 2021г. — 2022г. проведены мероприятия диагностического, профилактического, консультативного и коррекционного характера с учащимися, педагогами и родителями. Одним из приоритетных направлений работы педагога-психолога является сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся школы, выявление факторов негативно влияющих на психо-эмоциональное состояние детей и подростков их дальнейшая коррекция и формирование благоприятного психологического климата обучающихся.

Диагностическая деятельность.

Так на этапе диагностики изучаются особенности психолого-социального статуса каждого обучающегося школы. Составляется информационно-диагностическая карта с данными психологического благополучия.

По результатам диагностики отмечаются проблемы обучающихся в учебном процессе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, с родителями, проблемы психоэмоционального плана. Для осуществления согласованной работы с каждым обучающимся по выявленным проблемам, работа ведется совместно с классными руководителями.

Педагогом-психологом школы в 2021-2022г. проведена следующая диагностика:

В ноябре 2021г. диагностика прибывших обучающихся с целью изучения адаптации.

Среди обучающихся проведена диагностика с использованием методики «Мой класс» с целью изучения преобладающей мотивации, благополучия в детском коллективе. У большинства обучающихся выявлены следующие позиции:

  1. Позиция «один, вдали от учителя» — эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе — 0% учащихся.
  2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, занимающиеся учебной деятельностью  — доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка – 63 % учащихся.
  3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем – 37 % учащихся.
  4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции — 0% учащихся.

Адаптация и принятие социальной роли ученика, преобладание учебной позиции – 100%.   Анализ результатов диагностики показал, что у 100% учащихся адаптация прошла успешно, у 100% детей эмоционально благополучное состояние. 

С целью выявить степень комфортности пребывания обучающихся в коллективе, в школе, в собственных переживаниях в декабре 2021г. проведена диагностика с использованием методики «Дерево». Анализ результатов диагностики обучающихся показал, что на занятиях преобладает благоприятный психологический климат, 100% обучающихся чувствуют себя в коллективе комфортно, признаки дезадаптации и кризисного состояния   не выявлены. На преодоление препятствий направлено 4% обучающихся (Щеблыкин Константин, Асланова Соня).  Обучающиеся нуждаются в поддержке и создании ситуаций успеха. Негативных проявлений, таких как кризисное состояние, замкнутость, утомляемость в обучающихся не выявлено.  Установка на лидерство у 36 % учащихся, данное лидерство не носит подавляющее негативное воздействие.  Значимость общения и дружеских взаимоотношений отметили 65% обучающихся. Именно в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности. Мотивация развлечения у обучающихся школы не выявлена. Что свидетельствует о том, что у обучающихся  школы сформирована учебная мотивация, развит познавательный интерес.

С целью определения самочувствия обучающихся, выявление проблем психо-эмоционального состояния, признаков депрессии среди обучающихся 15-17 лет была проведена диагностика с использованием графического теста в октябре 2021г. и январе 2022г. Анализ результатов выполнения графического теста «Выявление аутодиструктивного риска» показал, что у 100% обучающихся 15-17 лет нет признаков депрессии и тревожного состояния. Рисунки подростков отображают творческий подход, хорошо развитое воображение, позитивное восприятие действительности. Обучающиеся настроены на преодоление трудностей, достижение своих целей. Занятия и комплекс используемых методик позволяет подросткам самореализоваться в деятельности, общаться со сверстниками, имеющими общие интересы и увлечения, что  способствует формированию уверенности в себе, коммуникативных навыков, позитивному отношению к себе и миру, жизнестойкости. 

Для изучения психологического здоровья, самочувствия обучающихся 11-17 лет была использована диагностическая методика «Индекс хорошего самочувствия». Диагностика проводилась в ноябре 2021г., в следующий этап данной методики планируется повторится в апреле 2022г. 

Большинство обучающихся данной возрастной группы имеют стабильное хорошее настроение, большую часть времени испытывают чувство бодрости. Большую часть времени у подростков чувство бодрости, положительного настроя.

Состояние спокойствия и раскованности большую часть времени испытывают 100% обучающихся. 100 % обучающихся отметили, что чувствуют себя активными и энергичными. 65% обучающихся отметили, что испытывают постоянно чувство отдыха после сна, чувствуют себя по утрам энергичными, а 35% большую часть времени.100% обучающихся охарактеризовали свою жизнь, как наполненную интересными событиями, новыми интересными впечатлениями  в новой деятельности. Можно сделать вывод о психологическом благополучие обучающихся. 

Самооценка является главным компонентом в структуре Я-концепции, важной составляющей личностной характеристики ребенка, во многом определяющим отношение ребенка, подростка к себе и миру, уровень его притязаний и достижений, мотивацию, результативность в деятельности, успешность коммуникации.   В декабре 2020г. было проведено исследование среди обучающихся с целью определения их самооценки. Использовалась методики: «Лесенка самооценки», «Самооценка» Дембо- Рубинштейн. 

Для самооценки обучающихся были предложены следующие характеристики: внешность (красота), здоровье, способности, воспитанность, счастье, общительность. 100% обучающихся имеют высокую самооценку по предложенным категориям. У большинства обучающихся позитивное отношение к себе, они чувствуют себя счастливыми. Все дети 100% отметили высокий уровень общительности и воспитанности, что во многом определяет характер взаимоотношений с окружающими и позволяет поддерживать дружеские отношения со сверстниками.  100% обучающихся отметили у себя средний уровень интеллектуальных способностей. Через практическую деятельность на занятиях, где они учатся думать, анализировать, сравнивать, сопоставлять развиваются компоненты мыслительной деятельности.

Для самооценки обучающихся школы подросткового возраста были предложены следующие характеристики: внешность (красота), доброта, способности (творческие), интеллект, воспитанность, счастье, общительность.  92 % обучающихся подросткового возраста имеют высокую самооценку по предложенным категориям. Однако, у некоторых обучающихся самооценка завышена по нескольким категориям: интеллект, способности, воспитанность, таким образом, они не всегда критичны к себе, не всегда замечают свои ошибки, что может привести к расхождению ожиданий подростка от фактического отношения других к его поступкам и действиям, несоответствия уровня притязаний его возможностям, формированию позиции обвинения, непонимания.  У большинства обучающихся позитивное отношение к себе, они чувствуют себя счастливыми, удачливыми.   Некоторые подростки отметили низкий уровень внешней привлекательности.  В подростковом возрасте общение со сверстниками, внешняя привлекательность являются важными факторами самооценки.  С этими подростками проведена коррекционно-развивающая работа по формированию позитивного самовосприятия. Все подростки (100%) отметили высокий уровень общительности и воспитанности, что во многом определяет характер взаимоотношений с окружающими и позволяет поддерживать дружеские отношения со сверстниками.

В январе 2021г. проведено исследование познавательной активности, мотивации достижения, тревожности обучающихся (использовалась методика А.Д. Андреева «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению»). Результаты показали продуктивную учебную мотивацию и положительное эмоциональное отношение к учёбе.  По результатам диагностики обучающихся 12-16 лет, высокого уровня тревожности не выявлено, средний уровень тревожности у 2%, низкий уровень тревожности у 98% обучающихся. Высокий и средний уровень гнева у обучающихся не выявлены, низкий уровень– 100% учащихся. Соотношение проявлений тревожности, гнева и познавательной активности и мотивации достижений позволяет определить уровни мотивации учения (эмоциолнальное отношение к учению).

Выделяются следующие уровни мотивации учения (эмоциональное отношение к учебе):

I уровень (45 – 60 баллов) – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень (29 – 44 баллов) – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень (13 – 28 баллов) – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень ((-2) – (+12)) – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень ((-3) – (-60)) – резко отрицательное отношение к учению.

Большинство обучающихся 12-16 лет показали продуктивную учебную мотивацию, ярко выраженный познавательный интерес к процессу и результатам обучения, желание проявить себя в деятельности, показать свои способности. Отметили высокий уровень энергичности и результативности на занятиях.

Результаты диагностики показали, что на занятиях большинство обучающихся чувствуют себя комфортно, раскованно, свободно, 3 обучающихся отметили сниженный уровень уверенности в себе, в своих силах.

Сниженной мотивации, переживаний гнева, тревожности, связанной с учебным процессов у обучающихся не выявлено, что свидетельствует о благоприятном психологическом климате в школе, на занятиях, о высоком уровне познавательного интереса и активности обучающихся. Педагоги школы при организации учебного процесса учитывают психологические, индивидуальные особенности детей, создают условия для развития их потенциала.

Тестирование на выявление внутрисемейных проблем проводилось в индивидуальном порядке при консультировании родителей.  Проблем во взаимоотношениях детей и родителей не выявлено.

Коррекционно-развивающая деятельность

По результатам диагностики обучающихся с целью коррекции выявленных проблем проводилась индивидуальная работа. Проведены запланированные занятия и консультаций (по необходимым ситуациям и заявкам). Основными направлениями работы являются: развитие интеллектуального и творческого потенциала, коррекция тревожности, при необходимости, неуверенности в себе, формирование благоприятного психологического климата в школе и вне школы.

С обучающимися школы были проведены занятия по формированию эмоциональной устойчивости, дружеских взаимоотношений в детском коллективе: Занятие «Учись владеть собой» (сентябрь 2021г.), «Это дружное слово «Вместе», «Давайте жить дружно», «Конфликты и пути их решения» (ноябрь 2021г.), развивающие занятия для учащихся начальных классов (развитие познавательной деятельности). Проведены с обучающимися мини-лекции: «Психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Их развитие» (февраль – март).

В целях формирования жизнестойкости, позитивного самовосприятия и конструктивных форм поведения с обучающимися подросткового возраста проведены занятия: «В чем смысл жизни?» (декабрь 2021г.),  тренинг толерантности «Жить в мире с собой и другими» (для подростков) январь 2022 г. Оказывалась психологическая  помощь обучающимся с проблемами в эмоционально-волевой сфере и межличностных отношениях и коррекция  проблем дезадаптации учащихся с использованием программы «Поверь в себя». Основным направлением работы с детьми на занятиях было развитие навыков ответственного поведения, прогнозирования последствий своих поступков, рефлексия. Все обучающиеся на занятиях проявляли активность, интерес в обсуждении предложенных актуальных для подростков тем.  Сложностью остается у некоторых подростков описание своих внутренних переживаний, определение своих положительных качеств и планирование реальных целей и путей их достижения. На занятиях подростки обучались конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации, навыкам адекватного общения с окружающими.

Кроме занятий обучающимся, также запланированы   мини-лекции: «Способы снятия напряжения» (май 2022г.), мини-лекция с практическими заданиями « Как справиться со стрессом» по формированию стрессоустойчивости и жизнестойкости,  при подготовке к экзаменам.  Обсуждались вопросы безопасности в интернет- пространстве. Большинство детей и подростков используют интернет как источник информации, необходимой для учебной деятельности и творческих работ, в группах, пропагандирующих насилие, аутоагрессию дети не состоят.

Просветительская деятельность

    С педагогами школы в октябре 2020г. проведена лекция «Признаки аутодиструктивного поведения и стратегия помощи». Где рассматривались особенности аутодиструктивного поведения, характер взаимодействия с окружающими,  эмоциональные, вегетативные нарушения и  какова помощь, профилактика.  Главным вопросом было: как заметить надвигающийся проблему и предотвратить его.

Психологом школы, в течение года проводятся индивидуальные консультации родителей, учащихся, родителей, педагогов (посредством телефонных звонков, видео, аудио звонков в социальных сетях). По запросам субъектов обучения. Регулярное отслеживание эмоционально – психологического фона ученического коллектива в период дистанционного обучения, посредством групповых и личных контактов через социальные сети в режиме оn – line, of – line.

С целью оказания помощи в решении конкретных вопросов воспитания детей, для улучшения взаимоотношений между детьми и родителями. Родителям предложены памятки и рекомендации «Как общаться с «трудным подростком», «Как помочь ребенку преодолеть тревожность», «Советы психолога родителям». В ноябре 2021г. проведен родительский лекторий «Что такое аутодиструктивное поведение и как с ним бороться» Родители рассмотрели особенности подросткового возраста, возможные трудности взросления, получили рекомендации по  воспитанию детей и профилактике дезадаптивных форм поведения. (в режиме оn – line)

      В январе 2022г. с родителями обсуждалась проблема безопасности в интернете, разработаны рекомендации «Безопасность в интернете».  Предложены рекомендации «Правила эффективного общения родителей с детьми». (в режиме оn – line)


С педагогами обсуждались приемы снижения тревожности обучающихся при подготовке к экзаменам, сложных жизненных ситуациях,  предложены методы работы с учащимися по созданию благоприятного психологического климата, как фактора профилактики эмоциональных нарушений учащихся.

      В марте 2022г. планируется проведение лектория «Я и мой ребенок. Как не потерять контакт?».  На лектории планируется рассмотрение вопросов внутрисемейных отношений, детско-родительских отношений и формирования положительного отношения к себе и миру.

    В апреле 2022г. планируется проведение лектория «Роль семьи в создании условий психологического благополучия ребёнка».

    Обучающимся школы предложены памятки для учащихся по снятию стресса, «Как стать успешным», «Способы снятия напряжения», «Как избежать конфликтных ситуаций», «Как решать проблемную ситуацию» и др. с практическими рекомендациями по решению жизненных ситуаций, с упражнениями на снижение эмоционального напряжения. 

В течение года проводятся индивидуальные консультативные работы с родителями и обучающимися по запросу и результатам диагностики. Отмечена положительная динамика у прибывших учащихся, адаптация прошла успешно.

На индивидуальных консультациях рекомендации педагога-психолога содержат информацию о том, какие мероприятия необходимо произвести для решения проблем, выявленных в ходе диагностики, на что обратить внимание в дальнейшей работе и какие практические методы, занятия можно использовать в своей деятельности, в работе с обучающимися.

С учащимися при подготовке к экзаменам работа психолога направлена на снятие психо-эмоционального напряжения, формирование позитивной самооценки, уверенности в себе, использовались упражнения на формирование уверенности в себе, снижение уровня тревожности.


Аналитическая деятельность 

Адаптация прибывших в школу обучающихся прошла успешно, они поддерживают со сверстниками дружеские отношения, усвоили правила поведения, психологических нарушений нет, учебную программу усваивают, принимают участие в школьных мероприятиях.

Педагогом-психологом проводится мониторинг социальных сетей, отслеживание групп, пропагандирующих аутодиструктивное и жестокое обращение. Обучающихся школы в данных группах не выявлено. Проводится разъяснительная работа, как с детьми, так и их родителями о влиянии интернет пространства и безопасности в нем.

Проведенная профилактическая работа позволила избежать конфликтных ситуаций в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик».

Большая работа проведена по профилактике аутодеструктивного поведения. Результаты диагностических исследований, наблюдений и бесед не выявили у обучающихся школы признаков нарушений психо-эмоционального состояния, показали наличие благоприятной психологической атмосферы в школе.  Отмечена положительная динамика: обучающиеся успешно усваивают учебную программу, нарушений в сфере межличностных отношений не выявлено.

Результативность работы педагога-психолога   зависит от заинтересованности и согласованности  работы всех участников учебно-воспитательного процесса. Все педагоги школы выполняют предлагаемые рекомендации психолога, консультируются по решению проблемных ситуаций, по развитию интеллектуальных и творческих способностей.






















Утверждаю


Директор школы   


                          ______________ Н.Т. Бердалиев     




План работы

по профилактике аутодиструктивного поведения

КГУ «сш имени Абая» с. Карасай 

на 2021 – 2022 учебный год


Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1

Обновление банка данных о детях, находящихся в социально-опасном положении, дети «группы риска»

Сентябрь

Педагог-психолог

Социальный педагог

2

Диагностика (тестирование, анкетирование) воспитанников с целью оказания своевременной помощи

В течение года

Педагог-психолог

3

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)

Сентябрь

Педагог-психолог

4

Семинар тренинг «Профилактика суицида»

Октябрь

Педагог-психолог

5

Шкала депрессии А.Бека

Ноябрь

Педагог-психолог

6

Групповая работа по программе «Я и Мои Ценности»

Январь

Педагог-психолог

7

Не существующее животное

Март

Педагог-психолог

8

Шкала безнадежности

(Hopelessness Scale, Beck et al., 1974)

Май

Педагог-психолог

9

Цикл тренингов на снятие психоэмоционального напряжения у воспитанников

1 раз в квартал

Педагог-психолог

10

Работа по программе профилактики психологического насилия

В течение года

Педагог-психолог, психиатр

МУЗ ЦГБ
 г.Дальнереченска

11

Постоянная консультативная помощь подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В течение года

Педагог-психолог

12

Семинар для педагогов «Суицид среди несовершеннолетних. Проблемы и пути их решения»

По отдельному плану

Педагог-психолог

13

Семинар для педагогов «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»

По отдельному плану

Педагог-психолог

14

Психокоррекционные занятия:

«Учимся справляться с обидой»

«Я ушел в свою обиду»

«Трудные ситуации могут научить меня»

«Я могу собой гордиться»

«Спор не ссора»

«Что сделать с гневом»

«Мысли, чувства, поведение»

«Мои права»

«Что такое толерантность»

«Наши эмоции»

В течение года

Педагог-психолог

15

Скрининговые исследования школы на выявление учащихся с негативным самовоприятием и неустойчивостью самооценки

Март - апрель

Педагог-психолог

16

Психолого-педагогическая поддержка учащихся к выпускным экзаменам (9 класс)

Апрель

Педагог-психолог

17

Конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир…»

Май

Педагог-психолог

18

Семинар для педагогов «Особенности аутодиструктивного поведения у детей и подростков»

По отдельному плану

Педагог-психолог

19

Лекции для воспитанников:

- «Доброта и человечность»

- «Улыбка. В чем ее секрет»

- «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей»

- «Телефонный разговор»

- «Сказка о смысле и цене жизни»

- «Дружба – главное чудо»

- «Любовью дорожить умейте»

- Поговорим еще раз о любви»

- «Дети и родители. Давайте понимать друг друга»

- «В чем смысл жизни»

- «Совершенно секретно»

В течение года

Педагог-психолог


 
 


 
 


Педагог- психолог: М.Ф.Мамедова






Похожие публикации: