Анализ работы психологической службы за первое полугодие 2023-2024 уч. года » Абай атындағы орта мектебі
Алматы облысы білім басқармасының
Еңбекшіқазақ ауданы бойынша білім бөлімінің
"Абай атындағы орта мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+77277557649
Есепші бөлімі:
+77277557649
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Анализ работы психологической службы за первое полугодие 2023-2024 уч. года
29
декабрь
2023

Анализ работы психологической службы за первое полугодие 2023-2024 уч. года

Анализ

работы психологической службы

за первое полугодие 2023-2024 уч. года

КГУ «Средняя школа имени Абая»


     За 2023-2024 учебный год педагогом – психологом средней школы имени Абая был   разработан по 388 приказу  и утверждён  администрацией школы годовой план школьной психологической службы. В него входит:

  • Общее психологическое развитие и просвещение учащихся 1-11 классов,
  • Общая психологическая диагностика учащихся 1 – 11 классов,         
  • Консультирование и коррекционные работы 5-11 классов.
  • План работы по психологическому сопровождению подготовки выпускников к выпускным экзаменам;
  • План по профилактике и предупреждению аутодиструктивного поведения среди подростков;
  • План работы с детьми «группы риска»;

                                         

Общая диагностика учащихся проводилась по следующим тематикам:

  • «Выявить уровень школьной мотивации»;
  • «Какой я?»;
  •  «Личная самооценка»;
  • «Знаю ли я себя?»;
  • «Кто вы?» (выявление психологического типа личности);
  • «Моя мечта и мои ожидания» (сочинение);
  • «Моя мечта, мои ожидания и мои страхи» (сочинение);
  • «Выявление типа темперамента»;
  • «Проследить адаптационный период учащихся 5 классов»;
  • «Кто вы?» (исследование темперамента);
  •  «Профилактика о СПИДе»;
  •  «Выявить уровень тревожности»;
  • «Выявить затруднения учащихся в подготовке к выпускным экзаменам»;
  •  «Карта интересов» (9 классы)
  • Исследование психологического восприятия учебного процесса (5 – 11классы);
  • Анкета – тест по выявлению аутодиструктивных факторов риска (7 – 11 классы)
  • «Работа с неуспевающими детьми» (1 – 4 классов);
  • «Исследование психологического климата в классе» (1-11 классы);
  • Выявить состояние тревожности перед сдачей выпускных экзаменов «Мои страхи перед экзаменом» (9 классы);
  •  «Личная самооценка» (5-11 классы в динамике сравнения);

Проводится работа с родителями, в разнообразных формах – беседы, консультирование, анкетирование и были проведены следующие мероприятия:

  • «Анкета для родителей» (анкетирование);
  • Зачитан доклад на тему: «Родители и дети»;
  • Разработаны необходимые рекомендации для родителей.
  • Родительские собрания (тематика по запросам администрации и классных руководителей)

Мною был также разработан и утверждён администрацией школы план индивидуальной работы с «трудными детьми». С начала учебного года работа с «трудными детьми» ведётся согласно плану (план прилагается), следующие мероприятия: 

  • Рисуночные тесты: «Мир моих чувств», «Моё настроение»; 
  • «Несуществующее животное»; 
  • «Моя семья»;
  •  «Взаимоотношения в классном коллективе»;
  • «Характер внутрисемейных отношений»;
  • «Как к вам относятся?»;
  • «Знаю ли я себя?» ( определить уровень самооценки личности ребёнка)

 Цель данных тестов заключалась в выявлении психологических особенностей личности, определения психологического состояния учащихся в коллективе и выявление отношения личности детей к членам семьи. Мною проводятся индивидуальные беседы и консультирования, в ходе которых выявляются, определённые сложные ситуации, разрабатываются   и даются  необходимые рекомендации.  Классные руководители, данных учащихся, с результатом психологических особенностей личности – ознакомлены. Для достижения наилучшего результата классным руководителям и психологу школы необходимо содействовать гармоничному психологическому климату и создавать необходимые условия через содействие учителей предметников и непосредственно оказание помощи родителей. С результатами проделанной работы по выявлению психологических особенностей своих детей родители также ознакомлены. Необходимые рекомендации и консультирование мною были даны. Эффективность психологической работы будет успешной только в   определённой системе  психолог (учитель) -   ребёнок-   родитель. В ходе наблюдения за учащимися 1- 11 классов были разработаны и составлены психологические характеристики личности и индивидуальные характеристики на «трудных детей». 

Также осуществлялась коррекционная работа.  Большинство коррекционных работ уделялось коррекции агрессивного поведения детей. Применялись следующие игры и задания:

«Воробьиные драки» - целью, которой являлось снятие физической агрессии;

«Минутка шалости» - целью, которой являлось психологическая разгрузка;

«Добрые и злые кошки» - целью, которой являлось снятие общей агрессии;

«Каратист», «Боксёр» - основная цель, снятие физической агрессии;

«Упрямый капризный ребёнок», «Упрямая подушка» - основной целью являлось снятие общей агрессии, негативизма, упрямства;

«Клоуны ругаются» - целью, которой являлось снятие вербальной агрессии;

«Жужа» - основная цель снятие общей коллективной агрессии;

«Маленькое приведение», «Уходи, злость, уходи!» - основная цель – обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев.

С учащимися 11 класса проводилась следующая работа по подготовке к ЕНТ:

«Способы психологической защиты»;

«Как научиться расслабляться»;

«Упражнения по развитию памяти у подростков»;

«Тепинг – тест» (Элинина 1 этапа) – основной целью, которой являлось изучение нервной системы учащихся (данная методика позволяет определить состояние нервной системы учащихся и проследить динамику её изменений в процессе подготовки к ЕНТ; 

«Повышение стрессоустойчивости учащихся при подготовке к ГЭ и ЕНТ» - основная цель которой – отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к ГЭ и ЕНТ, обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля, преодоление барьеров тревоги и страха. Повышение уверенности в себе и своих силах и возможностях.

Применялись следующие методы: беседа, мини-лекции, сказкотерапевтические методы, дыхательные и медитативные техники, арттерапевтические техники, наблюдение, демонстрация, импровизация, анализ и другие.

«Мышечная релаксация» - цель, которой являлась, научить подростков избавляться от психо-мышечного напряжения;

«Концентрация внимания и состояние уверенности» - целью, которой являлась, научить умению концентрироваться в стрессовых ситуациях, помочь в обретении состояния уверенности в собственных силах.


  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА

За истекший период по психологическому просвещению и психологической профилактике были посещены и проведены беседы по темам:

1.Беседа с учащимися 5 – 11 классов «Личная гигиена»

2. Индивидуально-профилактическая работа с учащимся 9 «Б» класса Щеблыкин К. склонность к аутодеструктивному поведению. Индивидуальные беседы по сохранению физического и психического здоровья.

3.Профилактика против насилия в школьной среде беседа с учащимися «Самоконтроль и требовательность к себе» среди 5- 11 классов.

4. Профилактическая беседа аутодеструктивного поведения среди учащихся «Компьютер – друг или враг» среди учащихся 7-11 классов (информационное сообщение об играх в соц, сетях и т.д.)

5.Психологическая профилактика факторов разрушающих здоровье с учащимися «группы риска» (индивидуальные беседы)

6. Профилактика правонарушений подростков 8-11 классы

7. Профилактика    правонарушения среди подростков «Субкультура подростка»

8. Профилактическая беседа «Обязанности подростка в семье»                        

9.   Психологическая поддержка обучающихся группы риска

(рекомендации по улучшению детско-родительских отношений)

3. РАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

      С начала 2022-202 учебного года был составлен и утвержден план психолого-педагогического сопровождения выпускников в период подготовки к выпускным экзаменам.

  1. Коррекция уровня познавательных процессов (внимание, память, мышление) учащихся 1-х классов
  2. Коррекционно-развивающая работа с учащимися инклюзивного обучения 
  3. Коррекционные занятия с учащимися 9-11-х классов.

Арт-терапия

  1. Занятия с элементами психологического тренинга с уч-ся «группы риска»  


  1. Коррекционно-развивающая работа с одаренными детьми

Игры и упражнения на развитие психических процессов


  1. Коррекционно-развивающая работа со слабоуспевающими детьми

Игры и упражнения на развитие психических процессов


                                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА


С начала 1 полугодия 2022-2023 учебного года был проведен ряд психологических диагностик среди учащихся.

Среди учащихся 1-х классов были проведены следующие виды психодиагностик:

  1. Тест Керна-Йерасека.

Цель: определение уровня социально-психологической подготовленности детей поступающих в 1 класс. Для определения уровня социально- психологической подготовленности детей к обучению в первом классе использовалась методика «Отношение ребенка к обучению в школе», задача этой методики  - определить исходную мотивацию учения  у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них  интерес к обучению. Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляют основу для заключения о том, готов или не готов  ребенок к школе. Даже если в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, и о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится.  Имеется в виду желание приобретать новые знания полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

Распределение результатов по уровням, достаточно ориентировочно, однако позволяет охарактеризовать учителям будущих учеников, у которых могут возникнуть те или иные проблемы с обучением. Особое внимание полезно уделить детям, как с высоким, так и с низким уровнем готовности: именно у них можно ожидать, прежде всего, снижения учебной мотивации. У первых – в силу легкости и простоты для них учебных заданий, у вторых, -из-за их сложности.

Так же в течение полугодия велась работа по адаптации пятиклассников.

В качестве диагностирования личностных свойств, особенностей психических процессов пятиклассников были использованы следующие методики: 

Цель: Изучить адаптационный период при переходе детей из начальной школы в среднее звено. Выявление группы риска и проведение с детьми соответствующей коррекционной работы.

Применяемые методики: 

  1.  Опросник Филлипса. Методика изучения синдрома школьной тревожности. 
  2. Методика Л.Ф. Тихомировой. Диагностика психических процессов (зрительной памяти, слуховой памяти, мышление, внимание).

По результатам Опросника Филлипса   показывают, что переход в среднее звено не особо  повлиял на  учебный процесс учащихся, существовали непривычных для них условиях 

Что вызывает стресс у пятиклассников? Появление учителей - предметников, более усложненные требования, которые ставят к детям в среднем учебном звене, даже смена «статуса» в начальной школе на «самого молодого» в средней - все это является довольно серьезным испытанием. В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными также могут быть и низкая организованность учащихся.

Пятый класс – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать новый режим, ориентироваться в новой ситуации.

Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:

-  возросший темп работы;

-  возросший объем работы как на уроке, так и дома;

-  новые требования к урокам и новые учителя;

-  необходимость много работать самостоятельно и т.д.

Для ребенка в данный период необычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников, классного руководителя и родителей. Трудности и страхи в отношении с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на «оценку» все больше провоцируют страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни.

Серьезной проблемой является и смена классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, незнании требований учителей. И здесь компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к детям, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главнейших условий успешной адаптации.   Первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему нужно найти такую деятельность, в которой он  способен самоутверждаться. Ощущение успеха – лучшее лекарство от повышенной тревожности и сниженной самооценки. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые обязательно придут ему на помощь.








Психологическая служба по результатам психологического исследования рекомендует следующее:

  1. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержания психологических условий, обеспечивающих полноценное и психическое развитие каждого ребенка. Поэтому каждый педагог на уроке должен создать благоприятные психологические условия, способствующие личностному и интеллектуальному росту ребенка.
  2. На уроках создавать ситуацию успеха, используя индивидуальный и личностный подход к каждому ребенку.
  3. Использовать на уроках здоровьесберегающие технологии, способствующие поддержке физиологического и психологического здоровья детей.
  4. Организовать дополнительные занятия для детей, особо нуждающимся в методической помощи.
  5. Обратить внимание на детей, которые имеют высокий уровень тревожности и оказывать им психологическую поддержку.
  6. На уроках использовать различные методические приемы и разнообразные формы работы, учитывая специфику класса и его интеллектуальное развитие.
  7. Учителю и родителям необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет.
  8. Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе.
  9. Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.














Особое внимание психологической деятельности, хотелось бы акцентировать на анализе некоторых диагностических  исследованиях среди учащихся нашей школы, которые заслуживают вашего особого внимания. Такие как: 

  • «Анкета по выявлению факторов буллинга» (анонимного характера)
  • «Профилактика аутодиструктивного поведения» (анонимного характера)
  • «Анкета по изучению психологического восприятия учебного процесса) (анонимного характера)

Данные исследования проводились согласованно с администрацией школы, так как, необходимость определённых работ появлялась из учёта возникших проблемных ситуаций и по запросу субъектов обучения. 

В анкетирование по тематике «Выявление факторов буллинга», где рассмотрению предлагалось 9 вопросов. Данная работа осуществлялась, с 01.12. 20222г. по 05.12.2022 года, с учащимися 7 – 11 класса, в количестве 72 ребёнка, был проведён опрос анкетного характера. Где рассматривались вопросы эмоционального состояния внутреннего отношения, взаимодействий между учащимися и окружающей их действительностью.       

Вывод: Основной целью данной работы являлось выявить психоэмоциональное состояние учащихся. Также выявить причины вызывающие беспокойство и переживания на фоне личных притязаний, преследований, вымогательств со стороны одноклассников и других учащихся школы, внутришкольных и внешних взаимоотношений и какое влияние, данный фон, оказывает на психологическом развитии личности ребёнка.

По итогам проанализированных ответов у большинства учащихся прослеживается  благоприятный психоэмоциональный фон, что является нормой психологического развития. Проблемные моменты были выявлены среди учащихся 6 «Б» класса, где ситуация сразу была ознакомлена с классным руководителем. Путем совместной работы с классным руководителем ситуация была выяснена, проработана и устранены все неблагоприятные факторы, данные факторы имели внутриклассный характер. Были проведены совместные беседа, разъяснительного характера, с привлечением родителей, ситуация урегулирована, но тем не менее находится под нашим дальнейшим контролем. В данном классе планируется повторное анкетирование по тематике буллинга, с целью динамики сравнения ситуации в целом. 

Рекомендации:

Провести ряд психокоррекционных работ, индивидуальных бесед способствующих снижению и устранению возникших негативных причин и их последствий. Осуществлять систематическое наблюдение, совместную плодотворную работу с классным руководителем, учителями-предметниками, администрацией школы и непосредственно с родителями. Проследить в динамике психоэмоциональное состояние.

В анкетировании по «Профилактике аутодиструктивного поведения» среди учащихся 7 – 11 класса, в количестве 72 человек, был проведён опрос анкетного характера. Где рассматривались 13 вопросов эмоционального состояния, внутреннего отношения, взаимодействий между учащимися и окружающей их действительностью.

Основной целью данной работы являлось выявить психоэмоциональное состояние учащихся. Также выявить причины вызывающие беспокойство и переживания на фоне внутрисемейных, внутришкольных и внешних взаимоотношений и какое влияние данный фон оказывает на психологическое развитии личности ребёнка.

Вывод:По итогам проанализированных ответов учащихся прослеживается у большинства учащихся благоприятный психоэмоциональный фон, что является нормой психологического развития. Удалось выявить несколько учащихся, испытывающую чувство неуверенности в поддержке окружающих и внутреннее одиночество, что может неблагоприятно отражается на мировосприятии окружающей действительности. С данными учащимися, с привлечением классного руководителя, ведется определённая коррекционная работа по снижению и устранению неблагоприятных факторов воздействия. Осуществляются также профилактические беседы, индивидуального и группового характера.

Рекомендации:

Провести ряд психокоррекционных работ, индивидуальных бесед способствующих снижению и устранению возникших негативных причин и их последствий. Осуществлять систематическое наблюдение, совместную плодотворную работу с классным руководителем, учителями-предметниками, администрацией школы и непосредственно с родителями. Проследить в динамике психоэмоциональное состояние.

В целях изучения психологического восприятия учебного процесса, с учащимися 5 – 11 классов, в количестве 124 учащихся, было проведено анонимное анкетирование по изучению отношения учащихся к учебному процессу. Данное исследование позволило проследить взаимодействие между основными субъектами обучения, это учитель и ученик, отношение учащихся к учебному процессу в целом, выявить сложные моменты, препятствующие успешному процессу обучения и так же проследить стиль взаимоотношений учителя и ученика. По итогам анализа анкетирования можно сделать следующие выводы: картина психологического восприятия в целом благоприятная, большинство учащихся испытывают комфортный климат в школе.

Следует отметить некоторые классы, а именно, 7 «А», 7 «Б» и 8 классы, где преобладает неблагоприятный климат процесса обучения, прослеживаются равнодушное посещение школы, отсутствие желания посещать определенные уроки. Данная пессимистическая позиция имеет несколько причин воздействия, самая распространенная, это сложные взаимоотношения с учителями предметниками, где в некоторых моментах прослеживаются факты оскорбления с применением грубой формы, унижающий достоинство ребёнка. 












Планируемая работа психологических исследований на учебный период 3 четверти:

  • Профилактические работы по аутодиструктивному поведению (анкеты, тесты, беседы, сочинения)
  • Профилактика эмоционального благополучия.  Исследование личностной сферы через взаимодействие внутри класса, выявляя «изолированных» личностей и «изгоев» для оказания своевременной психологической помощи и поддержки в устранении неблагоприятных фактор развития в коллективе.
  • Исследование психологического климата в классах (это систематическая работа с динамикой сравнения результатов)
  • Профилактика буллинга и вымогательства среди несовершеннолетних. 
  • Исследование внутрисемейных взаимоотношений через различные анкеты, тесты.
  • Исследование состояния тревожности.
  • Изучение психических процессов. (Память)
  • Систематические индивидуальные и групповые беседы, консультирования (по запросам классных руководителей и родителей)